Памятка о Святом Таинстве Исповеди (Покаянии)

   Памятка   о   Святом  Таинстве  Исповеди  (Покаянии)

Покаяние – это поворот жизни, оборот мыслей от зла к добру, перемена сердца, которая нас обращает к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы и не заслуживаем милости Божией, но Господь не оставит нас.

Не жди, когда станешь лучше, приди к Богу таким, какой ты сейчас: Он любит  и ждёт тебя.

Покаяние есть не только сознание греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях и не только раскаяние (хотя эти чувства должен испытывать кающийся). Оно есть —  решимость бороться   со своими дурными наклонностями и напряжение воли к исправлению, соединяемое с ожиданием помощи Божией.
Посредством Таинства Исповеди прощаются грехи, совершённые после Крещения (или последней Исповеди), грешник примеряется с Церковью, от которой отпал через грех. Для Церкви не существует непростительного греха, а только  те грехи, которые нераскаянные. Нет такого греха, который не омывался слезами покаяния. Стремясь к прощению своих грехов, нужно простить всех своих обидчиков и остерегаться осуждения других людей. Готовясь к Таинству Исповеди важно испытывать совесть, вызвать в памяти  и восчувствовать сердцем свои согрешения.  Нужно задать себе вопрос: что во мне недостойно ни меня самого, ни Бога, Которого я исповедую,  ни  Церкви, к которой принадлежу, ни людей, какие меня окружают.   Осознать свой грех также можно, ответив на вопрос: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть  от лица Божия и что я хочу укрыть от суда собственной совести? В чём обычно нас обвиняют другие люди, враги наши, а особенно близкие: почти всегда их обвинения, укоры, имеют основания. При этом полезно различать, основные грехи от производных, симптомы – от более глубоких причин.

При подготовке исповеди можно пользоваться пособиями «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди»  архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Совершённые грехи можно обозначить на бумаге, дабы не забыть что-то важное.

Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у аналоя – высокого наклонного столика, на котором находится Крест и Евангелие. Такое внешнее строение выражает тот

факт, что в исповеди судит не священник, а Бог, Которому и произносится исповедание грехов.

Само перечисление вслух своих духовных болезней перед духовником имеет то важное, значение, что в нём преодолеваются гордыня и уныние от сознания безнадёжности своего исправления.

Священник перед исповедью обращается к кающемуся: « Смотри, чадо, Христос невидимо стоит здесь расскажи  всё, что ты сделал, и получишь прощение от Господа нашего… А я –только свидетель, принимает     твою исповедь. Поэтому не стыдись и не бойся, ничего не скрывай от меня, но без колебаний свидетельствую перед Ним обо всём, что ты мне скажешь. Но если ты что-либо утаишь от меня, то совершишь двойной грех. Так что остерегайся , как бы, придя к Врачу, не уйти не исцеленным».

Придя на исповедь впервые, лучше сразу об этом сказать священнику – он подскажет, на что следует обратить внимание при исповеди и в чём нужно раскаяться.

При исповедании грехов не нужно ждать вопросов, стоит самому сделать усилие. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями «во всём грешна», «как все люди грешим». С другой стороны, следует остерегаться подробностей: исповедь не есть перебирание грехов и «отчёт о содеянном», это не допрос, где выпытываются все детали пережитого.

Исповедуясь, следует избегать самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства», упоминаний  имён третьих  лиц и, тем более, перекладывании вины на ближних. Стоит побеждать ложный стыд: стыдиться необходимо при свершении греха, а не при расставании с ним.

По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает её епитрахилью и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом. « Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на  Небе, а в момент исповедования сие небесное решение объявляется вам» (свт. Феофан Затворник).

После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащее на аналое Евангелие и Крест, обещая тем самым уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника. Ознакомившись с состоянием совести кающегося, священник может дать ему полезный совет, указать пути исправления, предостеречь его от повторения в будущем сделанных ранее грехов. Будем помнить, что Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о тебе и менее всего «благоговейный обычай». Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для жизни по воле Божией.