Проза

Добродетели и пороки современного общества

Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность нравственного выбора всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь понимание слова добродетели, ее смысла еще не означает соответствующего поведения.

Современное общество характеризуется преобладанием материальных ценностей над духовными. Люди в своей речи все чаще употребляют выражения: «Деньги решают все», «Самые крепкие аргументы те, что в твердой валюте», «Счастье не в деньгах, а в их количестве», «Желаю счастья личного, наличного и безналичного». Человека, для которого главным является накопление материальных ценностей, принято называть человеком-потребителем.

В книге «Иметь или быть» Э. Фромм провел анализ двух противоположных способов человеческого существования – «Бытие» и «Обладание», которые иллюстрируют духовные и материальные потребности человека. Ученый создал социально-психологический портрет человека-потребителя, акцентировав внимание на его стремлении поглощать все на своем пути, превращаясь в ненасытное и алчное существо, забывшее о принципах морали и нравственности. Рыночная ориентация характера присуща большинству представителей индустриального общества, в котором главным смыслом жизни является погоня за деньгами, властью и славой.

Истинным способом человеческого существования является бытие, при котором человек, не имея ничего сверх необходимого, счастлив и продуктивно использует свои способности, пребывая в гармонии с самим собой, другими людьми, природой и миром в целом. Человек, живущий в модусе бытия, проявляет свою социальную активность бескорыстно в делах на благо общества, в то время как человек, живущий в модусе обладания, пассивен ко всему, что не приносит ему материальной пользы.

Я думаю, что каждый в течение своей жизни встречался с таким понятием как лицемерие. Многие конфликты происходят именно потому, что люди не умеют говорить в лицо то, что думают, а считают более простым и правильным пойти и обсудить другого человека с кем-то еще. Однако они не задумываются над тем, какого было бы им, если бы подобная ситуация касалась лично их. Отсюда следует, что, на мой взгляд, добродетели, которые каждому из нас необходимо воспитать – это искренность, честность и умение относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Фальшь – это, на мой взгляд, один из пороков современного общества, а искренность — одна из тех добродетелей, которые стремительно уходят, заменяясь корыстью и самолюбием.

Нормальный человек находится в постоянном жизненном поиске. Неудача в жизненном поиске часто приводит к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности. А это, в свою очередь, нередко – к плохим последствиям. Ведь жизнь, в которой нет смысла, и существование, когда человек ни к чему не стремится, мучительны для него. Будучи не в состоянии преодолеть в себе постоянную тоску, сомнения и страдания, человек начинает

искать какие-то средства, чтобы заглушить то, что его терзает. Для одних это порок связанный с алкоголизмом, для других – наркомания. Наконец, будучи в состоянии апатии и безнадежности, некоторые находят и другой, еще более противоестественный способ «решения» проблемы – это самоубийство.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». Искреннее добро, которое человек принес в мир, не истлеет со временем, поскольку именно добрые дела он сможет взять с собой в вечность. Добрые дела будут свидетельствовать и на Суде Божием в нашу пользу. Творя добро, нужно избегать эгоистического тщеславия, постоянно помня о том, что Господь дает нам возможность и силу к совершению того или иного добродетельного поступка.

Нравственное значение любого поступка человека зависит от его намерения: ради чего или ради кого он совершает это действие. Нравственный поступок бывает легальный и моральный. Первый лишь внешне соответствует долгу, а второй совершается внутренне, из уважения к долгу. Отличия легального и морального поступков можно проследить на примерах: помощь больному за деньги или бескорыстно, волонтерство ради каких-либо преференций или по зову сердца, меценатство ради пиара или как состояние души и т.п.

К сожалению, в современном обществе пороки ловко маскируются личиной добродетели. Лицемерие, тщеславие и гордыня – это питательная почва для укоренения в душе индивида зерен зла. Человеку, твердо решившему идти путем добра, не нужно откладывать добрые дела «на потом». Для Богоугодных дел всякое время можно считать удобным.

Для поддержания хорошей физической формы нужна ежедневная тренировка мышц тела, а для спасения души человеку полезно регулярно совершать добрые дела, упражнять свою душу в нравственном поступке. Люди смертны и многие задумываются о том, что они после себя оставят. Хотелось бы, чтобы каждый из нас оставил на Земле добрый след.

Автор: Александр Лыскин – воспитанник Воскресной школы при храме Святителя Николая Чудотворца сл. Родионово-Несветайская.