Памятка о подготовке к Святому Таинству Причащения

 

«Великое дело принимать Святые Тайны и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас подготовки. А поэтому хочешь от Св. Причащения получить благодать Божию, — старайся всемерно об исправлении своего сердца» (арх. Арсений (Чудовской)).  

Опыт Церкви предлагает следующие предписания относительно подготовки к Причащению, направленные на осознание греховности и стяжания глубокого чувства покаяния и смирения.

— Осознание смысла

Желая приступить к Причащению, важно осознавать значение этого Таинства Таинств, в Котором люди входят в таинственное общение с Богом, Объединяются с ангелами в единый хор для благодарения Творца за Его непрестанные милости. Во Св. Причастии происходит обновление человеческой души, когда она сбрасывает с себя бремя житейских забот и суеты, вся наполняется горним светом, получает радость и духовную силу.

Литургия по своей природе свидетельствует об общем, а не только личном спасении: « Нас же всех, от Единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единого Духа Святаго причастие…».

Призыв ко Причащению есть одновременно призыв друг ко другу.

   — Душевный мир

Готовясь к Причащению, очень важно воздерживаться от всего, что может смутить внутренний мир или осквернить помыслы, желания и чувства, дабы обрести состояние, чуждое злобе, вражды или ненависти к кому-либо. Нужно отбросить всякие греховные помыслы, и не услаждаться ими, так как после принятия греховных помыслов и услаждения ими, обычно происходит падение, т.е. совершение греховного деяния.  В состоянии  злобы, зависти и осуждения приступать к Таинству недопустимо.

Перед Причащением полезно размышлять о предстоящем принятии Св. Таин с  верою, благоговением и страхом Божиим.  Также можно читать Евангелие или церковные и религиозно нравственные книги.

   — Телесный пост (говенье)

Телесный пост перед Причастием продолжается несколько дней. В это время  исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются  в умеренном количестве. Вопрос о том, как  часто приступать ко Причастию, а также об  объёме подготовки к Нему решается священником (духовником).

   — Телесная чистота 

Накануне Причащения необходимо отказаться от супружеских  отношений.  Мужчинам следует воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам – во время женских дней и сорокадневного послеродового периода.

   — Литургический пост

Ко Св. Чаше принято приступать натощак, т.е. с полуночи накануне не употреблять никакой пищи или пития, а курящим – воздерживаться от курения.  Но это воздержание не распространяется на  употребление лекарств первой необходимости, т.е. если человек болен и ему требуется лекарство, то он его может принимать и не сомневаясь Причащаться, ибо Господь есть любовь, и не хочет нашей погибели.

— Исповедь 

Цели очищения сердца и совести перед принятием  Таинства Причастия служит Таинство Покаяния, которое может происходить накануне вечером, или утром, перед  Литургией.  Следует помнить, что Исповедь – «не билет на Причастие», но Таинство, в котором искреннее раскаяние в греховной жизни запечатлевается покаянием перед Крестом Св. Евангелием, а также испрашивается помощь Божия к преодолению греха.

   — Участие в богослужении и домашняя молитва

В дни подготовки ко Причастию не следует чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. Накануне Причащения необходимо участвовать в вечернем богослужении.

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение канонов:  ангелу хранителю, Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу. Также нужно прочитать проследование ко Св. Причащению (все эти молитвословия можно найти в православном молитвослове).

Каждое Причащение должно для нас быть если не началом новой жизни, то, по крайней мере, попыткой начать новую жизнь. Причащаясь, мы должны просить Бога о том, чтобы Он радикально изменял нашу жизнь к спасению, чтобы присутствие Божие освящало нашу жизнь от начала и до конца. Не следует думать, что, причастившись, к следующему причащению  можно готовиться за день или за три дня, а остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас, мы никогда не должны забывать о Христе, с Которым соединились духовно и телесно.